Советы дефектолога © Ясли сад №48 г.Минска

 

↓A↑

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

                                                                                                                                    Управление по образованию  администрации Московского района Г.Минска                                                                              

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

 

 

Советы дефектолога


 


  11.01.2021 Консультация "Как научить ребенка читать"

подробнее.../свернуть

Одной из главных задач дошкольного образования и родителей является подготовка детей к школьному обучению.

Анализ опроса родителей показывают, что они большое внимание уделяют запоминанию детьми графического образа букв, слиянию и чтению, в то время как фонематическому анализу и синтезу внимание не уделяется.Но родителям необходимо помнить, что навык чтения у ребенка формируется толькопосле овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.Ребенок должен усвоить, что предложение состоит из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности . По мнению известного писателя Д. Б. Эльконина,«чтение есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».

Как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыкамислитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы. Но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Большинство детей из массовых дошкольных учреждений не владеют навыками звукового анализа и синтеза. Дети не умеют различать такие понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и место положения в слове.

Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. У ребенка  дошкольного возраста активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного гнозиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
- у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;
- у малыша отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
- ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;
- фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

- Возраст от 5 лет

 - Желание самого ребенка. Если малышу не интересно, не заставляйте его, он психологически не созрел и занятия не принесут желаемого эффекта.

Итак, если ваш ребенок, выговаривает все звуки, умеет выделять первый и последний звук в слове, может выделить все звуки в слове по порядку, ориентируется в пространстве, различает право и лево, то можно приступать к формированию навыка чтения.

Начиная обучать ребенка всегда надо помнить, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, а следовательно обучение должно проходить в занимательной игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал,, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи.

Формирование умения читать начинается со знакомства с гласными буквами. Они показываются ребенку по одной за одно занятие, должны быть красного цвета, в печатном (не прописном варианте). Можно подбирать стихи про буквы и разучивать их с ребенком

Ребенок должен зрительно запомнить букву, для этого можно выкладывать ее из палочек, либо прописывать в тетради.

Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки.Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается – ему нужно помочь.

Гласные изучаются примерно в следующей последовательности: А,О,У,И,Ы,Э,Е,Ё,Ю,Я

После изучения всех гласных букв, нужно убедиться, что ребенок их всех запомнил, для используются упражнения:

«Угадай-ка» Взрослый показывает половину буквы, ребенок отгадывает и записывает букву в тетради.

«Найди букву» Карточки с гласными буквами спрятаны в комнате. С помощью игры «холодно-горячо» ребенок находит букву и называет ее.

После того как ребенок запомнил все гласные буквы, можно приступать к изучению согласных. Обычно начинают с простых для произношения букв и переходят к более сложным: М, П,Б, Ф, В, Н, К,Г, Х, Т, Д,С,З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р. Они даются в черном цвете.

 Используется принцип послогового чтения, очень важно правильно научить ребенка читать, не допуская побуквенного чтения.

Например, вы познакомили ребенка с буквой М, написали ее, прочитали стихотворение. И дальше наша буква «подружилась с гласными. Можно напечатать слоги ребенку, можно использовать букварь. Либо магнитную азбуку

МА – (читаем слитно сразу «ма», читать М и А  - МА ошибка!!!)

МО - (читаем слитно сразу «мо»

МУ –(читаем слитно сразу «му»

МЫ - (читаем слитно сразу «мы»

МЭ - (читаем слитно сразу «мэ»

МИ - (читаем слитно сразу «ми»

МЮ - (читаем слитно сразу «мю»

МЯ - (читаем слитно сразу «мя»

МЕ – (читаем слитно сразу «ме»

МЁ - (читаем слитно сразу «мё»

Когда ребенок хорошо сможет читать эти слоги, берется следующая буква, и так далее. Постепенно, можно вводить слова для чтения, но только с изученными буквами: МАМА, ПАПА, БАБА, ВОВА, ТЁТЯ, НОС, РОТ, УХО и т.д. Если ребенок затрудняется, можно разделить слово на слоги МА-МА, ПА-ПА, БА-БА. Но после переходить к слитному чтению.

Слова должны быть легкими, если ребенок с ними справляется, можно усложнять  и давать со стечениями согласных: СТОЛ, СЛУЛ, КИОСК, КОШКА.

Очень важно, чтобы ребенок понимал смысл читаемых слов, т.е. нужно подбирать слова хорошо знакомые и периодически спрашивать, про что ребенок читает. Например, ребенок прочитал слово «КУКЛА». Что ты прочитал? Что обозначает это слово? (игрушку). Покажи мне куклу.

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

Темп чтения может быть в начале довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное.          Могут сохраняютсяи  трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

Описанные трудности при чтении возможны, но с опытом чтения ошибок становится все меньше, дети начинают быстрее  и увереннее читать. Когда ребенок начинает хорошо и быстро читать слова, можно давать словосочетания, предложения, детские  специальные книги для обучения чтению. В таких книгах, слово разделено на слоги (ма-ма, ши-ла, кук-ла). Можно предложить ребенку почитать вывески на зданиях или на кабинетах, складывать слова из кубиков с буквами или магнитной азбуки. Важно, чтобы к началу обучения в школе, ребенок освоил принцип слогового чтения.

Если у вашего ребенка не получается запомнить буквы и складывать слоги в сова, то скорее всего у него нарушен фонематический слух и вам незамедлительно нужна помощь учителя-дефектолога. 

Советы по обучению чтению детей дошкольного возраста.

  • СОВЕТ 1.
    Какой методики обучения чтению придерживаться? Обучая своего ребенка читать по слогам, отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.
    СОВЕТ 2.
    В какой последовательности учить гласные и согласные. Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите, чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.
    СОВЕТ 3.

Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.

СОВЕТ 4.
Как научить ребенка читать по слогам. Когда ваш ребенок освоил часть звуков, можно начинать учить его складывать буквы в слоги. Это совсем не сложно, как кажется сначала.
Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.
СОВЕТ 5.
Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.
СОВЕТ 6.
Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.
СОВЕТ 7.
После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы - ло».
СОВЕТ 8.

Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

СОВЕТ 9.

В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.
А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам.

СОВЕТ 10.

Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру. Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.

Игры со звуками.

«Хлопни,если услышишь в слове звук А»

Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

Цепочка слов: аист, арка, дом, ослик, лук, кот.

Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова: дом, лук, кот, ослик.

«Три слова»

Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук У.
Взрослый. Где ты услышал звук У в лове: в начале, середине или конце слова.

Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова (игра, нора, ура), а затем назови те слова, в которых заданный звук находится в середине слова (мак, рак, лак). Надо помнить, что ребенку легче выделить заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки»

Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого начинается название каждой картинки?
Ребенок.Апельсин, аист, арбуз.
Звук А.
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрированно выделяя звук А (аааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.

«Путешествие по комнате»

Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнатеи находить предметы, в названиях которых есть звук С.Он может быть в начале, середине и конце слова.

Рекомендации. Если ребенок затрудняется, взрослый первым начинает игру.

«Поймай мяч – назови слово»

Взрослый. Я буду называть звук и бросать мяч, ты должен, возвращая мне мяч назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.

Например: рак – коза – ананас – сова – автобус – самолет….

Рекомендации. Необходимо помнить, что слова, написание которых расходятся с произношением, в таких играх лучше не использовать (например нельзя брать слова в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т. п.)

«Волшебники»

Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звука мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.

Взрослый

Ребенок

ТОК

СОК

ДОМ

СОМ

ЛУК

СУК


Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый звук в слове. Дайте образец ответа.

«Имена детей»

Взрослый. Вспомни имя девочки, которое начинается со звука А.
Ребенок. Алиса, Аня, Антонина…

Взрослый. Красивое имя Аня. Давай это имя с помощью добавления разных согласных звуков превратим в новые имена девочек и мальчиков. К имени Аня добавь звук Т. Какое имя девочки мы услышим?
Ребенок. Таня.

Взрослый. К имени Аня добавь звук С. Какое имя мальчика мы услышим?
Ребенок. Саня.
И т. д.

 

 

Что необходимо помнить взрослому, который хочет научить ребенка читать.

- Проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.

- Учитывать состояние ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.

- Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.

- Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до конца.

Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда ребенок будет ждать следующего занятия. У него возникнет желание научиться читать.

 

 

 

Источники:

  1. Н.С. Старжинская «Обучение грамоте в детском саду, Мн. Университетское, 2001.
  2. Учебная программа дошкольного образования Минск: Национальный институт образования, 2019г.

 


  16.11.2020 Консультация "Как относиться к речевым ошибкам детей"

подробнее.../свернуть

Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой.

Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку.

К сожалению, большинство речевых нарушений не поддается самостоятельному исправлению. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. 

Как понять, не отстает ли ребенок в речевом развитии? 

Прежде всего, необходимо внимательно наблюдать за малышом, стараясь оценить его речевые возможности.

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Поэтому, разговаривая с крохой, взрослые стимулируют его речевое развитие.

В 2,5—3 месяца у младенца появляется первый смех. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» при эмоциональном общении со взрослым: малыш радостно сучит ножками, машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

К 5—6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как взрослые произносят звуки. Поэтому очень важно не сюсюкать с ребенком, говорить четко и правильно. Если малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш должен научиться понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

К 1,5—2 годам в речи малыша должны появиться короткие предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносит смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']). Строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»), хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Ребенок легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], [ц],  использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не нужно настаивать, чтобы в этом возрасте ребенок правильно произносил звук [р] – желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это правильно могут привести к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической. 

Советы  по развитию речи ребенка

1 совет.Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что Вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»

4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если Ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите несколько простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. После того, как ребенок произнес эти слова, введите несколько новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

8 совет.Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые Ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д

9 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

10 советНе забывайте развивать мелкую моторику,то есть малыш как можно больше должен работать своими пальчиками: застегивать и расстегивать пуговицы, вырезать ножницами, лепить из пластилина, песка,делать пальчиковую гимнастику, нанизывать бусинки, пуговки на нитки, завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках,заниматься на стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие),штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д

11 советНе пытайтесь сами научит ребенка говорить звуки, можно сделать ошибку, а исправить это очень сложно. 

Важно помнить, что речь взрослых – это образец для подражания, поскольку формирование речи ребенка происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми. 

Если вы заметили, что речевое развитие вашего ребенка отличатся от общепринятых норм, обратитесь за консультацией к учителю-дефектологу дошкольного учреждения или к логопеду в поликлинику по месту жительства.

  

 

Источники:

  1. Горонина Т.П. Речевое развитие ребенка: шаг за шагом.http://bspu.by/blog/goronina/article/publish/rechevoe-razvitie-rebenka-shag-za-shagom
  2. Т.Б Филичева «Основы логопедии».: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение,1989.-223 с.: ил.

 


 


  27.10.2020 Консультация "Виды нарушений речи у детей"

подробнее.../свернуть

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это вызывает тревогу родителей,  и они обращаются к логопеду.

Ну а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3-4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими, имеют нарушения ритма и темпа речи – говорят захлебываясь, очень быстро, или наоборот, тянут слова и т.д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснять их тем, что «маленьких детей вообще трудно понять».

Конечно, на ранних этапах развития артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки речи. Однако это можно считать нормой для детей не старше 2-2,5 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у более старших детей и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание – не связаны ли они с каким-либо расстройством.

В настоящее время  расстройства речи изучены достаточно хорошо, и многие из них успешно устраняются. Если родители будут знать, что является  отклонением от правильного развития речи, это поможет им вовремя обратиться к специалистам. Можно выделить  основные группы нарушений:

  • нарушения звукопроизношения;
  • нарушения ритма и темпа речи;
  • расстройства речи, связанные с нарушением слуха, зрения и др.
  • общее недоразвитие речи

       К нарушениям звукопроизношения относятся дислалия и дизартрия. Дислалия выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), искажениях звуков (ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим. Дислалия бывает функциональная и механическая. При функциональной дислалии слух и строение артикуляционного аппарата нормальны, и причины нарушений речи заключены в слабости нервных процессов, протекающих в мозге. Механическая форма дислалии обусловлена врожденными  нарушениями строения ротовой и носовой полости (губ, зубов, неба, носовых ходов и др.) При этом страдает не только произношение звуков, но очень часто встречаются нарушения тембра голоса, ритма речи и т.д.

Функциональная дислалия на втором-третьем году жизни ребенка  может считаться закономерным явлением. Существует даже термин: «физиологическая дислалия». Если же дефект произношения держится и в более старшем возрасте, то нужно обратиться к логопеду.

Больше всего  наблюдается в  нарушений произношении звуков, у которых трудный способ артикуляции. Чаще других встречаются дефекты звуков С,З,Ц (свистящих), Ш,Ж,Ч,Щ (шипящих).

Нарушения произношения звука Р очень разнообразны. Это отсутствие звука Р, горловое  произношение Р, гнусавое произношение Р, замены звука Р другими звуками. Другой трудный звук для ребенка – Л. Здесь тоже отмечается отсутствие звука Л, двугубное произношение Л, губно-зубное произношение, носовое произношение Л. Бывают замены звука Л звуками Р, Д, Н, И, В и др.

В тех случаях, когда звук отсутствует или неправильно артикулируется, специально подобранными упражнениями налаживают правильный уклад артикуляторных органов для произношения этого звука. Если имеется упорная замена одного звука другим, это свидетельствует о том, что у ребенка не только недостаточность  артикуляционной функции, но и плохое различение звуков речи. В таких случаях наряду с упражнениями по исправлению артикуляции проводят и упражнения по распознаванию звуков – воспитание фонематического слуха.

Механические дислалии представляют собой более тяжелое расстройство: ведь правильное строение челюстей, зубов, языка, носоглотки необходимо не только для правильного формирования речи, но и для полноценного питания, дыхания и т.д. Если нарушаются эти функции, ребенок часто болеет, его организм ослабевает. При механической дислалии часто страдает не только артикуляция, но и  понимание речи других людей, так как эти процессы тесно взаимосвязаны.

При неправильном строении губы недостаточно подвижны, и, конечно, прежде всего будет страдать произношение губных звуков П, Б, М и губно-зубных звуков Ф и В. Плохая подвижность губ отражается и на произношении других звуков.При нарушении строения зубов или их отсутствии страдает артикуляция звуков, образуемых с участием  передних зубов: С, З, Ц и т.д.

Наиболее частым отклонением в строении челюстей бывает неправильный прикус. Прикус – соответственное расположение зубов верхней челюсти по отношению к зубам нижней челюсти. При правильном строении челюстей верхние резцы должны слегка прикрывать нижние, боковые коренные зубы при этом смыкаются. При неправильном прикусе  верхняя или нижняя челюсть может выступать вперед. Неправильный прикус нарушает жевание, дыхание. Все эти отклонения в строении челюстей могут привести к нарушениям артикуляции и появлению дополнительных звуков в речи: пришепетывание, присвистывание, причмокивание и др.

Лечение должно начинаться с попытки  выправить  имеющийся физический дефект. Для этого следует как можно раньше обратиться к специалисту по челюстно-лицевой хирургии. Одновременно нужно посоветоваться с логопедом относительно того, какие упражнения для постановки звуков следует делать ребенку.

Среди отклонений в развитии лицевого скелета встречается врожденное незаращение неба (полное, по всей длине или неполное). Большинство специалистов в этих случаях признает необходимость раннего оперативного вмешательства. Пластическую операцию губы можно сделать уже в первые часы жизни ребенка. При расщелине неба делают протез, который закроет дефект; ребенок после этого сможет сосать. В дальнейшем такой протез поможет  и правильному развитию звукопроизношения. На втором-пятом году жизни ребенка можно сделать  пластическую операцию неба.

Родители не должны раздумывать, обращаться ли к хирургу, не должны откладывать это на более позднее время, «когда малыш подрастет». Большое значение имеют логопедические занятия, так как таким детям очень важно поставить  правильное дыхание и звучание голоса, обучить их артикулированию звуков. При расщелинах неба логопедические занятия следует начинать до операции и продолжать после нее.

Довольно часто встречаются нарушения произношения звуков Р,Ш,Ж,Ч,Щ при укорочении подъязычной связки («уздечки»). Вопрос о том, подрезать ли связку, решают в зависимости от того, насколько сильно уменьшен объем движений языка. Многие специалисты рекомендуют вначале попробовать  вибрационный массаж и специальную гимнастику языка и лишь при неудаче – оперативное вмешательство.

К группе нарушений звукопроизношения относят дизартрию – расстройство членораздельной речи, возникающее при травмах мозга, воспалительных процессах или нарушении мозгового кровообращения. Все движения, в том числе и артикуляционные, при этом очень замедлены, неловки. Жевание и глотание затруднено, поэтому часто наблюдается слюнотечение. Объем движений языка и губ ограничен: ребенок не может вытянуть губы трубочкой, оскалить зубы, надуть щеки. Голос тихий, глуховатый, иногда пропадает совсем. Темп речи медленный, с неравномерными паузами.

Весь ход развития речи при дизартрии задержан, период лепета отсутствует, к 2-3 годам появляются отдельные слова, а фразы (короткие, обычно неправильно построенные) ребенок начинает произносить лишь к 4-5 годам. Позднее запас слов увеличивается, речь развивается, но она остается неразборчивой, смазанной, монотонной. Дети с дизартрией нуждаются в наблюдении невропатолога. Поскольку это расстройство всегда является результатом заболевания мозга, его нужно  длительно и терпеливо лечить. Такая же длительная и терпеливая работа  должна вестись и по  выправлению речевых дефектов – под руководством логопеда.

Расстройство ритма и темпа речи  бывают двух видов: несудорожного и судорожного характера. Нередко речь детей становится малопонятной, неразборчивой вследствие  того, что нарушается ее темп: она или очень замедляется или очень ускоряется – это нарушения несудорожного характера.

Замедление речи имеет в своей основе  усиление тормозного процесса. Здесь может быть растянутое, замедленное произношение звуков в слове, паузы между звуками в слове – ребенок произносит слова почти по слогам; может быть удлинение пауз между словами. Речь монотонная, тягучая, вызывает напряжение и утомление слушателей, но сами дети обычно своего дефекта не замечают.

Лечение заключается в применении тонизирующих средств, лечебной гимнастики, занятий по логопедической ритмике.

Ускорение темпа речи связано с преобладанием  у ребенка процесса возбуждения. Убыстрение темпа речи сочетается с  быстрым темпом всех двигательных реакций. Когда дети волнуются, то получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановки слогов и т.д.Лечение таких детей заключается в том, чтобы снизить их общую возбудимость (медицинские препараты, физиотерапия).

В развитии расстройств темпа речи большую роль играет подражание. Поэтому если в семье кто-нибудь имеет нарушение ритма и темпа речи, ему обязательно нужно пройти курс реабилитации, иначе у ребенка будут возникать рецидивы.

Заикание – расстройство  темпа и ритма речи с судорожным спазмом речевых мышц. Заикание развития наблюдается в раннем возрасте, когда ребенок еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции. Если в это время ребенка перегружают в речевом плане, может начаться заикание. Подчас родители не могут указать точное время начала заикания, так как оно возникает и усугубляется постепенно. В основе развития такой формы заикания лежит перевозбуждение  речевых зон головного мозга. Поэтому первой мерой должно быть  введение «режима молчания» на 7-10 дней. Нужно успокоить малыша, не позволять ему  говорить и самим  ограничить речевое общение с ребенком.  Такое расстройство может оказаться очень стойким. Как только у ребенка возникло заикание, следует обратиться к логопеду и  строго выполнять все его указания.

Обычно все дети переживают когда-либо состояние испуга, переносят более или менее тяжелые инфекции, бывают свидетелями конфликтов. Однако заикание возникает лишь у сравнительно небольшой части ребят. Вот почему считается, что заикаться начинают дети, имеющие предрасположенность к этому – очевидно, дети с  некоторой конституциональной слабостью нервной системы. Действительно, у заикающихся детей часто можно увидеть  и другие признаки невротического состояния: плохой аппетит, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и др.

При лечении заикания нужна как логопедическая, так и медицинская помощь. Заикающийся ребенок должен находиться под наблюдением невропатолога. Как показывает опыт, наиболее эффективным оказывается курс реабилитации в стационаре.

У детей спокойных, уравновешенных заикание встречается крайне редко, значит особое внимание следует уделить  нервным детям – им может угрожать развитие речевых неврозов, и в первую очередь заикания.

Для таких детей особенно важно установить  твердый режим, следить, чтобы они достаточно спали, не переутомлялись. Надо создавать для них спокойную обстановку в семье, детском саду и школе: дети одинаково тяжело переживают как грубое обращение с ними, так и ссоры, конфликты между близкими. Относительно детей раннего возраста следует соблюдать осторожность в речевых нагрузках: если ребенок возбудим, плаксив, беспокойно спит и т.д., не следует ему много читать, рассказывать, учить трудным словам, сложным фразам, особенно если у него имеется еще физиологическая (возрастная) дислалия. На фоне нарушенной артикуляции обилие новых трудных слов может привести  к «срыву» нервной деятельности.

 

Нарушения слуха и связанные с ними расстройства  речи. Даже незначительное ухудшение слуха приводит  к задержке развития речи. Если же в этот период имеется значительная потеря слуха, речь ребенка развиваться не будет.

Когда хотят выяснить, слышит ли маленький ребенок, то, прежде всего проверяют, как он реагирует на звуки  средней громкости и громкие: разговор, крик, звонок.  Если малыш не оборачивается на эти звуки, то с большой долей вероятности можно сказать, что у него есть нарушение слуха. Однако и если вы хлопнули дверью или похлопали в ладоши, и ребенок дал реакцию – это вовсе не доказательство наличия  у него слуха, т.к. это может быть реакция на вибрацию воздуха, а не на звук.

Для более старших детей – около пяти месяцев и более – хорошей пробой является следующая: ребенку дают две одинаковые  звучащие игрушки – дудки, резиновые птички, шарманки. Одна из игрушек исправна, а другая испорчена. Если ребенок слышит, он всегда выбирает звучащую игрушку, слабослышащий ребенок будет играть с обеими игрушками или обе оставляет без внимания.

При малейшем подозрении на нарушение слуха нужно обратиться к врачу.  У детей примерно с пяти лет имеется возможность очень точного определения того, в каких пределах  потерян слух, с помощью  специального прибора – аудиометра. Аудиометр позволяет выяснить, какие звуковые колебания и при какой силе  ребенок воспринимает. При обследовании слуха с помощью аудиометра вычерчивают кривую, отражающую состояние слуховой функции  малыша.

В зависимости от  того, каковы остатки слуха у ребенка, с ним строится коррекционная работа. Очень большое значение имеет возраст, когда ребенок потерял слух. Чем раньше это случилось, тем более тяжело отражается на развитии речи. Дети, родившиеся глухими и потерявшие слух  на втором-третьем году жизни, не научатся самостоятельно говорить, без длительных и целенаправленных коррекционных занятий.

Дети, потерявшие слух в 5-6 лет, теряют речь лишь в редких случаях, а оглохшие в 7-11 лет сохраняют речь.Затруднения в овладении речью возникают уже при снижении слуха на  15-20 децибел. Эти дети уже требуют специального обучения и лечения.

        

Общее недоразвитие речи - это системное нарушение речи, при котором все компоненты речевой системы (звукопроизношение, восприятие звуков, лексика, грамматика, связная речь) отстают от возрастной нормы. Причинами нарушения могут являться практически все из перечисленных выше. В зависимости от степени проявления выделяют несколько уровней речевого развития при ОНР:

ОНР 1 уровень речевого развития. После 3-х лет связная речь и фразы отсутствуют. Ребёнок либо использует жесты вместо речи, либо звукоподражания и упрощённые слова («Ам-ам», « бака», «ди» и т.п.)

ОНР 2 уровень речевого развития. Есть фразовая речь, но она изобилует нарушениями произношения звуков и грамматического оформления высказываний, что делает речь малопонятной.

ОНР 3 уровень речевого развития. Фразовая речь с элементами аграмматизма. Речь понятна окружающим, но в ней имеются грамматические  ошибки и несовершенства звукопроизношения (например, «карандашов», «кожевый» и т.п.)

НВОНР или нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Развёрнутая фразовая речь с  единичными ошибками в сложных случаях (например, «лисин дом», «тракторщик» и т.п.)

 

Со всеми речевыми нарушениями  можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи ребенка, при условии, что родители будут помогать специалистам преодолевать речевой дефект настойчиво, с верой в успех. Если вы у вашего у вашего ребенка подозреваете нарушение речевого развития, то незамедлительно необходимо обращаться  к учителю-дефектологу дошкольного учреждения либо в поликлинику по месту жительства. 

 

Источники:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.  - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 

     2. М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить». М., 2002.


 


  21.09.2020 Памятка «Артикуляционная гимнастика»

подробнее.../свернуть

Артикуляционные упражнения

Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка?

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Если у ребенка не получается выполнить какое – либо упражнение, можете перейти к следующему. Если вы не разобрались, как выполнять то или иное упражнение, можете обратиться за помощью к учителю-дефектологу  дошкольного учреждения. Желаю успехов! 

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом.
  2. Упражнения проводятся ежедневно,  в течение 3-5 минут.
  3. За один сеанс выполняют 3-5 упражнений.
  4. Сначала упражнения выполняют медленно, затем темп постепенно увеличивают.
  5. Каждое упражнения необходимо повторять  несколько раз, постепенно увеличивая количество повторений до 10-15.  

Упражнения для губ  

 

 

 

 

«Улыбка»

Широко улыбнуться.

 Удерживать в таком положении под счет до 5.

Тянуть губки прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам

Улыбаются, смеются,

А глаза у них как блюдца!

- Улыбнись!

- Раз, два, три, четыре, пять - ротик может отдыхать

 

«Дудочка» или «Хоботок»

Удерживать вытянутые вперед губы «трубочкой».

на счет до 5-ти.

Упражнение делать 3-5 раз.

Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.

 

Подражаю я Слону:

Губы хоботом тяну.

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

 

- Раз, два, три, четыре, пять - губки могут отдыхать.

 

 

«Бублик» или «Рупор»

Рот приоткрыть. Губы округлить  и немного вытянуть вперед, без напряжения. Нижняя

челюсть неподвижна. Удерживать в таком положении под счет до 5

 

 

 

 

«Заборчик»

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5.

 

 

Зубки ровно мы смыкаем,

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

 

 Упражнения для челюсти, щек  

 

 

 

«Бегемотики»

Широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить упражнение несколько раз.

 

Широко откроем рот

Как голодный бегемот.

Закрывать его нельзя

До пяти считаю я!

- Раз, два, три, четыре, пять - ротик может отдыхать

 

 

 

     «Футбол»

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

 

 

 

 

 

«Сытый хомячок»

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

 

 

 

«Голодный хомячок»

 Втянуть щеки

 

 Упражнения для языка 

 

 

 

«Лопаточка»

Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.  Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10. Повторить несколько раз.

 

Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок.

 

 

 

 

 

 

 

«Иголочка»

Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счет до 5.

Улыбаюсь: вот шутник,

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

 

 

 

 

 

«Змейка»

Рот широко открыть. Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше и спрятать глубоко в рот. Повторить несколько раз.

 

Подражаем мы змее.

Мы с ней будем наравне -

Высунем язык и спрячем.

Только так, а не иначе.

 

 

 

 

 

«Накажем непослушный язычок»

Высунуть широкий язык между губами и пошлепать его: «пя-пя-пя». Повторить несколько раз.

 

 

 

 

 

 

«Расческа»

Губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами. Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов. Повторить 5-10 раз

 

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа,

А зовут меня… (расческа).

 

 

 

«Часики»

Рот приоткрыть, перемещать кончик  языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10  раз.

 

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

 

 

 

«Горка»

Открыть рот. Кончик языка упирается в нижние  зубы, а спинка языка касается верхних зубов. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

 

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Киска сердится» или «Катушка»

Покусать язык зубами, удерживая его в положении «Горка» 

Повторить несколько раз.

 

 

 

 

 

«Парус»

Открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

 

Выгляни в окошечко –

Там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула... Рассердилась киска – 

Не подходите близко!

 

   

 

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотрю,

К зубкам верхним изнутри.

 

 

 

«Чашка»

 Открыть рот.  Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их.  Язык в форме «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем

«Качели»

Улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

 

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.

 

«Вкусное варенье»

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

 

«Трубочка»

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

 

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

 

 Кто играет на гитаре,

А Денис на дудочке,

Губы вытянул вперед

Узкой-узкой трубочкой.

 

 

 

 

 

 

«Индюки»

 Открыть рот. Быстро двигать кончиком языка по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…» Повторить несколько раз.

 

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад – вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И «болбочет» на бегу.

 

 

 

 

 

«МАЛЯР»

 

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медлен­но, под счёт до восьми.

 

 

Я сегодня утром встал

И посёлок не узнал:

Каждый столб и каждый дом был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

 

«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко -Стук копыт услышишь звонкий.

«Грибок»

Открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу. Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка –  ножку гриба. Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медлен­но пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язы­чок «присасывается» к нёбу.

Наш Дениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.

 

«Гармошка»

 Сделать «Грибок». Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот. Повторить несколько раз.

Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам нетрудно повторять!

 

 

 

 

 

 

 


«ДЯТЕЛ»

 

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук -Раздаётся громкий звук.

 ЗАВЕДИ  МОТОР»

Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и про­износить: «дын-дын-дын...» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повто­рять в течение 5-10 секунд

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофёр, «Дын-дын-дын» - гудит мотор.

 

Источники:

  1. Т.Б Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В Чиркина «Основы логопедии» М._Просвещение,1989.-223 с: ил
  2. http://www.logoped.ru

 


                                                     

 

Адрес: 220014, г.Минск, Ул.Разинская д.96, электронная почта ddu48@minsk.edu.by телефон 362-11-12, 323-20-24

 

Уча других, мы учимся сами. (Сенека)
Рег.свидетельство №1141607924 от 23.05.2016г.